Опасное вождение в ПДД вопросы и ответы
Полиция никогда не мирилась с безрассудным вождением, и летом 2016 года соответствующий запрет был включен в Правила дорожного движения. Но долгое время наказание за такое поведение отсутствовало.
Что такое «закон об опасном вождении», как избежать наказания в 2023 году, какая статья и пункт КоАП и Правил дорожного движения его регулируют и что вообще считается опасным управлением? Давайте разберемся!
Неосторожное вождение
В части Правил дорожного движения, обозначенной как 2.7, достаточно подробно описано, что такое опасное вождение. К сожалению, объем текста оставляет много неясностей вокруг этой фразы. Если говорить откровенно, то опасное вождение — это совокупность определенных действий водителя, совершенных им неоднократно. К таким действиям относятся:
Смена полосы движения в пробке
Создание помех
Смена полосы движения, приводящая к созданию помех, считается опасным вождением.
Интенсивное движение
Даже в условиях интенсивного движения, когда помехи не создаются, переключение с одной полосы на другую считается опасным.
Поворот и объезд
Переключение полос движения, за исключением случаев, когда речь идет о повороте, объезде препятствия или остановке, также считается опасным маневром.
Дистанция и боковые интервалы
Несоблюдение требуемой дистанции и боковых интервалов между транспортными средствами также считается опасным вождением.
Необоснованное торможение
Если водитель резко тормозит, хотя необходимости в этом нет, чтобы избежать аварии, это также рассматривается как опасное вождение.
Если вы блокируете передачу
Существует два основных условия, определяющих «опасное вождение»:
-
Повторное выполнение этих действий, даже сочетание двух отдельных действий, считается опасным вождением.
-
Такие действия должны создавать реальную возможность дорожно-транспортного происшествия, включая гибель людей или причинение им вреда.
Официальное толкование Правил дорожного движения
Согласно соответствующему пункту Правил дорожного движения, водителям категорически запрещается опасное вождение. К таким действиям относятся: непредоставление преимущества в движении транспортным средствам, пользующимся преимуществом в движении, попытка смены полосы движения в условиях интенсивного движения, несоблюдение безопасного интервала между транспортными средствами, несоблюдение необходимой боковой дистанции, резкое торможение, если это не требуется для предотвращения ДТП, препятствование обгону, если это создает опасную ситуацию, которая может привести к гибели, травмам или материальному ущербу.
Постоянно создаете проблемы на дороге?
Если вы постоянно нарушаете дорожное движение — тормозите без уважительной причины, произвольно переключаете полосы, препятствуете обгону, едете в хвосте и подрезаете другие автомобили,— то с 2023 г. это будет считаться опасным вождением.
Агрессивное вождение
Часто, когда законодатели говорят о «ПДД», они имеют в виду неосторожное и опасное вождение, например, когда кто-то подрезает другой автомобиль или «преподносит урок», обгоняя и затем тормозя перед ним.
Что не является агрессивным вождением?
Очевидно, что подобные ситуации и маневры водителей не являются агрессивным вождением в том смысле, который вкладывается в этот термин.
Распространенные ошибки вождения, которых следует избегать
-
Возобновление движения без видимого намерения сделать это,
-
Переключение полос движения, когда это запрещено правилами,
-
Передвижение вперед-назад в пределах полосы движения (при наличии границ),
-
Не соблюдение необходимой дистанции или интервала до автомобиля, находящегося впереди или рядом с вами (например, в пробке),
-
Превышение установленной скорости или слишком быстрое ускорение со светофора.
Штраф за опасное вождение
С 30 июня 2023 г. за опасное вождение будет взиматься штраф, хотя точные детали наказания еще не определены. Соответствующий законопроект уже разработан и одобрен в первом чтении Административного кодекса. Это касается и таких правонарушений, как дрифтинг, и любых других нарушений ПДД, которые прямо не указаны в п. 2.7.
Законопроект, вводящий новый штраф
Предлагаемый законопроект вводит в Административный кодекс новую статью — 12.38. Согласно этому кодексу, штрафы, связанные с дорожным движением, предусмотрены во всех статьях с номером, начинающимся с 12, а наибольший номер в настоящее время имеет статья 12.37. Новая статья предусматривает следующее наказание:
Статья 12.38 — Опасное вождение.
Опасное вождение влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 ₽
Максимальный штраф за опасное вождение
Максимальный размер штрафа за опасное вождение установлен в размере 5 000 ₽ Никаких других наказаний, включая лишение права управления транспортным средством, административный арест, дополнительные штрафы или конфискацию личного имущества, в настоящее время не предусмотрено. В настоящее время законопроект принят в первом чтении, предстоит еще два раунда одобрения или отклонения. С официальным текстом законопроекта можно ознакомиться в соответствующем документе.
Штраф за опасное вождение через камеру не предусмотрен
Несмотря на то, что в официальных источниках пока не упоминается возможность штрафовать за опасное вождение по камере, в 2023 году это будет невозможно. Камеры автофиксации недостаточно совершенны для фиксации такого технически сложного нарушения, как это. Кроме того, для вынесения наказания необходимо соблюдение двух обязательных условий.
Опасные условия вождения
Неоднократное выполнение определенных маневров в течение короткого промежутка времени может создать опасность ДТП. Однако камеры не могут зафиксировать помеху, поскольку за ней должно последовать либо изменение скорости, либо траектории движения человека. В результате камеры не смогут оштрафовать человека за агрессивный стиль вождения.
Другая картина
Как обойти это? Даже если сотрудник ГИБДД не имеет права штрафовать за неосторожное вождение, это не означает, что запрет на вождение — фикция. Как и в случае с другими правонарушениями, которые трудно выявить, сотрудник ГИБДД имеет право составить официальный протокол, то есть если вы попались на опасном маневре, он все равно вас остановит и начнет разбирательство. Но на самом деле они не имеют права судить — это решает их начальник.
Задачи сотрудника ГИБДД на дороге
При выезде на дорогу деятельность сотрудника полиции обычно строится в следующем порядке:
-
Сотрудник замечает, что вы совершаете несколько агрессивных действий, противоречащих правилам дорожного движения (например, резко меняете полосу движения, создаете помеху, а затем резко подрезаете другой автомобиль).
-
Полицейский останавливает Вас и фиксирует инцидент, после чего начинается процесс возбуждения дела об административном правонарушении, в котором указываются Ваши ФИО, данные инспектора, место, время и время инцидента, Ваши объяснения и т. д.
Процесс рассмотрения вашего нарушения правил дорожного движения
-
Инспектор по месту нарушения Вами правил дорожного движения принимает у Вас документы и проводит проверку.
-
После тщательного осмотра он составляет протокол, который вручает Вам. В нем содержится информация о месте, дате и времени рассмотрения Вашего нарушения.
-
Вы должны явиться в указанное время и место.
-
Копию протокола инспектор передает своему начальнику.
-
Наконец, в назначенное время начальник выносит постановление, либо в Вашем присутствии, либо нет.
При необходимости выдается постановление
Если это необходимо, выносится постановление и налагается соответствующий штраф за опасное вождение. Это постановление вручается Вам лично или высылается по почте, если Вы отсутствовали на заседании.
Критерии опасного вождения
Правила дорожного движения содержат четкие критерии, по которым водитель считается нарушившим правила. Однако в случае агрессивного вождения есть несколько вопросов, которые остаются неоднозначными.
Как часто должны происходить нарушения, чтобы они считались опасным вождением?
Закон не дает ответа на вопрос, сколько времени должно пройти между двумя нарушениями, чтобы вождение считалось опасным.
Как инспектор может доказать факт опасного вождения?
Этот вопрос мы рассмотрим ниже.
Что считается интенсивным движением, когда перестроение невозможно?
Законодательство 2023 года не содержит каких-либо стандартов или определений интенсивности движения, при которой перестроение невозможно. Более того, водитель всегда может заявить, что он намеревался повернуть или изменить направление движения, и тогда это уже не будет считаться нарушением.
Безопасное расстояние и боковое расстояние
Правила дорожного движения не дают точной меры расстояния безопасности в метрах. Существует лишь прецедентное понятие: если нет ДТП, то оно считается безопасным.
Угроза аварии
Наиболее важным фактором является угроза аварии. Как она определяется? Означает ли отсутствие аварии, что это не рискованное вождение?
Судебные споры в 2023 году
Много споров в судах 2023 года вызвал вопрос о других нарушениях закона, например об отказе в пропуске пешеходов. С одной стороны, существует давний судебный прецедент, когда штраф или лишение прав налагается просто на основании протокола, не подвергая сомнению слова сотрудника ГИБДД, поскольку он давал присягу. И наоборот, от водителей не требуется присяга, поэтому они могут быть неправдивы, а инспектор — нет.
Защита прав водителей
Недавно Верховный суд РФ разъяснил, что одного протокола для привлечения водителя к ответственности недостаточно, необходимо наличие других доказательств, подтверждающих утверждение, иначе презумпция невиновности перестает быть обоснованной. По всей видимости, этот принцип будет применяться и в делах, связанных с небезопасным вождением, как и при других нарушениях (например, в состоянии опьянения или превышении скорости). К сожалению, несмотря на разъяснения суда, чиновники, как правило, выносят решения в пользу инспекторов.
Комментарии закрыты.