Как рассчитать расход топлива

413

Растущая стоимость бензина в России — частая тема для разговоров среди автовладельцев. При выборе автомобиля для многих важным фактором является экономичность. В этой статье рассказывается о том, как определить расход топлива автомобиля и как ездить экономно.

Расчет расхода топлива

Расчет расхода топлива автомобиля — несложный процесс. Для этого необходимо следить за показаниями одометра и количеством израсходованного бензина. Для начала необходимо залить топливо в бак и записать показания одометра. После этого снова заправьте бак после поездки и запишите новое показание одометра. Вычтите первое показание из второго, чтобы определить общее пройденное расстояние. Затем определите общее количество литров бензина, израсходованного на заправку бака. Разделите это количество на расстояние, чтобы получить расход топлива автомобиля.

Нет необходимости в точности

Для измерения расхода топлива с аптекарской точностью не требуется никаких модных инструментов. Чаще всего рядовому автовладельцу это и не нужно. Достаточно следить за пробегом и вычислять расход топлива с погрешностью 0,1–0,2 л/100 км.

Расчет среднего расхода топлива автомобиля

Способ вычисления среднего расхода топлива прост — этот показатель определяется практическим опытом. Чтобы правильно рассчитать этот показатель, необходимо выполнить следующие действия по порядку:

  1. Доехать до АЗС и заправить автомобиль бензином или дизельным топливом.

  2. Сразу после заправки сбросьте счетчик одометра или запишите его показания.

  3. Заправляйтесь почти до полного бака, так как это сделает расчет более точным.

Рассчитать расход топлива

  1. Измерьте и запишите в журнал пройденное расстояние.

  2. Повторно посетите ту же АЗС и залейте топливо в бак «до краев».

  3. Наблюдайте за количеством топлива, залитого в бак.

  4. Рассчитайте расход топлива с помощью калькулятора по следующей формуле: Расход (л/100 км) = (Объем второй заправки/Пройденное расстояние) × 100. Например, если автомобиль проехал 690 км и в бак было добавлено 65 л топлива, то показатель рассчитывается таким образом:

Расчет потребления

Расчет расхода топлива производится по формуле (65/690) × 100, что равно 9,42 л/100 км. Однако этот метод допускает неточности из-за того, что состояние «полный» трудно определить. Водители знают, что после отсечки заправочного пистолета можно добавить еще немного топлива, в некоторых случаях несколько литров. Если бы, например, автомобиль расходовал не 65, а 67 литров, то средний расход стал бы 9,71 л/100 км.

Заправка для точности

Для более точных расчетов есть два варианта. Первый — это заправка автомобиля вручную, а не с помощью АЗС и калиброванных емкостей. В этом случае необходимо дважды точно заполнить бак до горловины и точно измерить объем топлива. Более простым способом повышения точности является удлинение периода измерения. Для этого необходимо заправить бак и использовать его несколько раз, фиксируя количество топлива при каждом посещении станции. После этого вычислить средний расход топлива, разделив общее количество заправленного бензина на интервал пробега от первой до последней заправки.

Точные измерения

Вследствие частых поездок на АЗС и большого пробега погрешности в процессе заправки вряд ли окажут существенное влияние на точность расчета среднего расхода автомобиля. Для получения более полной картины рекомендуется снимать два показания — одно в условиях города, другое на трассе. Это позволит не только получить более полное представление о расходе топлива автомобиля в различных условиях, но и о собственном расходе водителя в «смешанном цикле». Для этого необходимо проанализировать, какие участки пути проходят по городским дорогам, а какие — по загородным.

Расчет затрат

Для расчета расхода используется простая формула: Средний расход = (Расход при езде по городу * расстояние в городе + Расход при езде по трассе * расстояние за городом) / Общий пробег.

Пример. Допустим, вы едете на работу — 25 км по городу, затем 15 км по улицам и проспектам. Расход при движении по городу составляет 10,5 л/100 км, а по трассе — 8 л/100 км. В результате средний расход за поездку составит (10,5 × 15 + 8 × 25) / 40 = 8,94 л/100 км.

Недостоверный расход топлива

Нередко можно встретить расхождение между заявленным производителем и реальным расходом топлива вашего автомобиля. Это связано с тем, что измерения на заводах и в сертификационных лабораториях проводятся по международной методике, предусматривающей идеальные условия движения, что позволяет сравнивать автомобили между собой. Однако в этом цикле измерений не учитываются внешние факторы, такие как погода, дорожная обстановка, рельеф местности.

Влияние технической исправности

На расход топлива автомобиля могут влиять различные параметры, зависящие от владельца. Автомобиль, находящийся в идеальном состоянии, с минимальным износом, не покажет существенного увеличения расхода топлива. Однако автомобиль с загрязненным воздушным фильтром, старыми свечами зажигания, неисправным датчиком холостого хода, изношенными форсунками, закисшими тормозами и/или неправильными углами установки колес будет демонстрировать снижение топливной экономичности.

Аэродинамическая эффективность

Воздух оказывает вредное воздействие на автомобили, затрудняя достижение ими высоких скоростей. Для борьбы с этим приходится использовать значительную мощность двигателя. При изменении штатных кузовных панелей или установке внешнего оборудования, например дефлекторов и багажников, аэродинамическая эффективность автомобиля ухудшается. Это приводит к увеличению расхода топлива.

Масса автомобиля

Масса автомобиля оказывает существенное влияние на его энергетические потребности при разгоне. Чем больше масса автомобиля, тем больше топлива он потребляет.

Давление в шинах

Помимо воздуха, значительное сопротивление движению автомобиля оказывают и его колеса. Если давление в шинах даже на небольшую величину ниже рекомендованного, они будут сильнее деформироваться при вращении, и двигатель потребует дополнительной энергии.

Качество топлива

Если использовать некачественный бензин или дизельное топливо, то это может привести не только к многочисленным трудностям, но и к падению мощности двигателя. Чтобы компенсировать это, водителю, скорее всего, придется сильнее нажимать на педаль газа, что приведет к увеличению расхода топлива.

Стиль вождения

Если двигателю приходится много работать, что связано с высокими оборотами, регулярными ускорениями и резкими торможениями, то, очевидно, он будет требовать больше топлива. В то время как при движении с постоянной скоростью расход топлива значительно ниже.

Влияние холодной погоды

Зимой эксплуатационные характеристики автомобиля снижаются — в основном из-за загустевшего масла в его деталях. Снег и лед на улице также способствуют увеличению сопротивления качению и пробуксовке ведущих колес, что в совокупности приводит к увеличению расхода топлива. Разница между фактическим и заданным расходом топлива может достигать 30–40%, что считается нормальным. В более экстремальных условиях, например при езде по бездорожью, разница может достигать 50%. Если в обычных условиях автомобиль по-прежнему расходует больше топлива, чем обычно, пора проверить его состояние.

Законодательство о расходе топлива

По закону оператор личного автомобиля может расходовать топливо по своему усмотрению. Однако когда речь идет о компаниях, которые должны отчитываться о своих расходах перед государством, все обстоит иначе. Вместо того чтобы изучать фактическую топливную эффективность автомобиля, государство устанавливает заранее определенные нормы для различных транспортных средств. Если компания превышает эту норму, она обязана подавать отчеты по каждой статье и, соответственно, платить повышенные налоги.

Методика определения расхода топлива

Минтранс России разработал методику определения количества топлива, израсходованного на любую поездку: АМ-23-р от 14 марта 2008 года. Этот протокол используется предприятиями, имеющими собственный автопарк, но может быть применен к любому автомобилю. Согласно параграфу 7 главы 2, расчет расхода топлива выглядит следующим образом:

Расчет нормы расхода

Стандартная норма расхода (НР) рассчитывается путем умножения базовой нормы расхода (БНР) на 0,01, пробег и 1 плюс 0,01 поправочного коэффициента (ПК). ПК определяется целым рядом факторов, таких как рельеф местности, температура и плотность населения в районе эксплуатации машины. Все элементы, влияющие на расход, и их соответствующее значение подробно описаны в главе 2 Приказа Минтранса. Кроме того, приводятся зимние надбавки. Например, 10% в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге с сентября по март. Для сравнения, в Кабардино-Балкарии ПК составляет 5%, а надбавка действует только в декабре-марте. Кроме того, для Якутии и Чукотского автономного округа надбавка увеличена до 20% и действует с октября по май.

Зимние поправки по регионам

Полный реестр зимних изменений по регионам приведен в Приложении № 2 к приказу Минтранса. Кроме того, необходимо самостоятельно изучить базовую норму расхода топлива (БНР). Ее величина определяется путем взятия заявленного производителем автомобиля расхода топлива и умножения его на коэффициент (К), зависящий от объема двигателя: БНР = Заявленный расход * К. Тогда для автомобиля с бензиновым двигателем объемом 1,8 л и заявленным расходом 9,5 л/100 км БНР будет рассчитываться как:

Как снизить расход топлива в автомобиле

Для снижения затрат на топливо существует несколько советов, которые помогут вам уменьшить его расход.

  1. Рассчитайте BNR для своего автомобиля: BNR = 9,5 × 1,15 = 10,925 л/100 км. Эта цифра позволит вам рассчитать НР для автомобиля, проезжающего 100 км по Москве зимой: НР = 0,01 × 10,925 (БНР) × 100 (Пробег) х (1 + 0,01 х (35 для населения + 10 для климата)) = 11,47 л.

  2. Вести машину осторожно: При движении плавно нажимайте на педаль газа и сводите к минимуму резкие торможения. Это поможет поддерживать постоянную скорость и снизить расход топлива.

  3. Следите за правильным давлением в шинах: Следите за тем, чтобы в шинах поддерживалось правильное давление. Это обеспечит оптимальную работу шин и снизит расход топлива.

  4. Используйте круиз-контроль: Во время длительных поездок используйте круиз-контроль. Это поможет поддерживать постоянную скорость и снизить расход топлива.

  5. Регулярно проходите техническое обслуживание: Проводите регулярное техническое обслуживание и настройку автомобиля. Это позволит обеспечить максимальную эффективность работы автомобиля и снизить расход топлива.

Следуйте этим советам, и вскоре вы сможете снизить расход топлива вашего автомобиля и сэкономить деньги на топливных расходах.

Поддерживать автомобиль в хорошем состоянии

  1. Проводите своевременное техническое обслуживание автомобиля по мере необходимости.

  2. Используйте багажники и другие дополнительные приспособления только в тех случаях, когда необходимо что-то перевезти.

  3. Регулярно следите за давлением в шинах.

  4. Заправляйте автомобиль на надежных заправочных станциях, а для автомобилей, работающих на бензине, важно использовать топливо с правильным октановым числом.

  5. Измените технику вождения, сделав ее более щадящей.

Преимущества предпускового подогрева

Вместо того чтобы подвергать двигатель изнурительному прогреву на холостом ходу в холодную погоду, можно использовать предпусковой подогрев в качестве альтернативы. Это уменьшит износ двигателя и обеспечит более плавное движение при запуске.

Комментарии закрыты.