Бензин что такое, состав, как получают, марки

33

Бензин — для автомобилей широко используемое топливо, получаемое из нефти. Оно имеет сложный состав и различается по разным классам. С начала XX века качество бензина улучшилось в десятки раз. Он регулируется СНиП и другими правилами с учетом экологической безопасности.

Последствия заправки низкосортным бензином

Использование бензина низкого качества может привести к различным негативным последствиям, поэтому нужно избегать заправки на ненадежных АЗС. Важно придерживаться средних стандартов и проверять марки бензина.

Состав и Марки Бензина

Сложный и многокомпонентный состав горючего всегда включает в себя тяжелые и легкие фракции нефти, кислосодержащие соединения и различные пропорции углеводородов и примесей. Для оценки качества бензина используются его физико-химические свойства, однако он изготавливается исключительно из нефти. Даже происхождение нефти, местоположение скважины имеют некоторое влияние на целевой продукт. Например, состав местных месторождений обычно имеет увеличенное содержание серы. Такое отличие нефти требует дополнительной очистки фракций, чтобы концентрация серы в итоговом бензине соответствовала международным стандартам.

Производство бензина

Превращение сырой нефти в топливо — сложный многоступенчатый процесс. Если опустить непосредственную добычу и транспортировку сырья на предприятие, то началом производства бензина как конечного продукта можно считать отбор проб нефти. Этот этап необходим для получения информации об элементном и групповом составе, плотности нефти — наличие различных соединений в сырье всегда непостоянно и определяется расположением скважин.

После определения концентрации элементов и соединений нефть направляется на многоступенчатую очистку, дистилляцию, крекинг при высоких температурах, процесс риформинга. Бензин с одним из октановых чисел получается после обработки смеси на газофракционирующей установке, где регулируется содержание изобутана и пропана в топливной смеси.

Улучшение Качества Бензина

В России и многих других странах запрещено использование тетраэтилсвинца этилированных бензинов, поэтому требования к качеству неэтилированного горючего оцениваются и выдвигаются. Три ГОСТа и ТУ №0251−001–12150839–2015 указывают характеристики химического и фракционного состава бензина, полученного в процессе многоступенчатой переработки.

Улучшение Качества Бензина

Так как в России и многих странах мира применение тетраэтилсвинца этилированных бензинов запрещено, для оценки качества неэтилированного горючего выдвигаются и рассматриваются определенные параметры. Три ГОСТа и ТУ №0251−001–12150839–2015 содержат данные о химическом и фракционном составе бензина, полученного в процессе многоступенчатой переработки. Требования к качеству авто- и мотоциклетных бензинов дополняются учетом октанового числа топлива.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 2084−77

ГОСТ 2084−77 — межгосударственный стандарт, распространяющийся на страны СНГ. В Российской Федерации он распространяется только на бензин АИ-76.

ГОСТ Р 51105−97

ГОСТ Р 51105−97 — стандарт на бензины марок Нормаль-80 и Регуляр-92 (известные как АИ-80 и АИ-92). Этот стандарт основан на европейском стандарте EN 228–1993.

ГОСТ Р 51866−2002

ГОСТ Р 51866−2002 распространяется на бензины с октановым числом 95 и 98, называемые Премиум Евро-95 и Супер Евро-98, включая их разновидности. Настоящий стандарт разработан на основе европейского стандарта EN 228–2004.

Технические стандарты на бензин

ГОСТ 32513−2013 устанавливает общие технические условия и классификацию всех видов бензина. При оценке новых видов бензина, таких как ECTO-100 (Pulsar 100, Ultimate 100 или AI-100), а также гоночного 100+ с октановым числом не менее 102 (C-102) и 105, применяется данный регламент. Топливо двух последних категорий в первую очередь подходит для гоночных автомобилей, суперкаров и гибридных двигателей, однако для обычных целей такое топливо пока не получило широкого распространения.

Понимание различных октановых чисел бензина

Вам интересно узнать, из каких компонентов состоят различные виды бензина, какова их топливная экономичность и качество для различных двигателей и коробок передач? На автозаправочных станциях продаются самые разные марки бензина.

Наиболее распространенной системой классификации топлива является октановое число. Этот параметр измеряет устойчивость горючего к детонации при компрессии двигателя на определенной отметке. Более высокое октановое число подразумевает более высокую степень сжатия, что приводит к более равномерному сгоранию топливно-воздушной смеси и более ровной работе двигателя.

Определение октанового числа

Для определения октанового числа любого бензина применяются лабораторные, исследовательские и моторные методы с использованием экспертных систем, воспроизводящих режим «городской езды» (исследовательский метод, при пониженных оборотах двигателя), а также при работе двигателя на максимальной мощности (моторный метод). В перечне ГОСТов подробно указаны разрешенные октановые числа для различных видов топлива. С апреля 2003 года на российских АЗС автовладельцам доступны четыре вида бензина (согласно № 34-ФЗ от 22.03.2003).

Различные виды бензина

Существует четыре вида бензина, различающихся по степени экологической безопасности. Ниже приведены характеристики каждого вида бензина:

  • АИ-80 (также известный как А-76, Н-80 или бензин Нормаль-80) указан в ГОСТ Р 51105−97.
  • АИ-92 (Регуляр-92) указан в отдельном документе.
  • АИ-95 (Премиум-95, Премиум-Евро-95) указан в ГОСТ Р 51866−2002.
  • АИ-98 (Супер-98 или Супер-Евро-98) также указан в ГОСТ Р 51866−2002.

Чем больше номер экологической безопасности, тем более экологичной является топливно-воздушная смесь.

Экологические классы бензина в России

Экологические классы К1, К2 и К3 бензина в России в настоящее время запрещены. К4 либо не производится, либо практически исключен из употребления. Однозначного решения о том, какое топливо лучше, пока нет. Однако предполагается, что решать эту сложную для двигателя и денег проблему должен сам автопроизводитель. Минимальное октановое число в предлагаемом бензине можно увидеть на внутренней стороне крышки топливного бака на новых автомобилях.

Не для всех двигателей, самый высокий октан не всегда лучший

Учитывая конструкцию и мощность двигателя, лучшим бензином может быть не самый высокооктановый АИ-95. С другой стороны, для моделей с турбонаддувом и гибридных двигателей рекомендуется использовать топливо с октановым числом 98, включая спортивное топливо или октаноповышающие добавки.

Заблуждения о бензине

У многих людей существуют заблуждения относительно того, как правильно выбирать бензин. На самом деле присадки для топлива не являются ни вредными, ни полезными, а просто должны быть перечислены в регламенте Таможенного союза ТР ТС 013/2011. В этом регламенте четко прописано, что при изготовлении бензина в нем не должно быть соединений железа, свинца и марганца. Поэтому при выборе присадок для топливного бака вашего автомобиля следует руководствоваться этими же условиями.

Осторожно, монометиланилины

Несмотря на популярность монометиланилинов (N-метиланилина), повышающих антиблокировочные свойства бензина, к ним следует относиться с осторожностью. Лабораторные испытания показывают октановое число 280, однако не следует забывать о влиянии этого химического вещества на состав топлива. Плохая дисперсность N-метиланилина может привести к образованию смол и более интенсивному износу деталей двигателя. Это, в свою очередь, приведет к увеличению нагрузки на двигатель и его узлы, что должно насторожить автовладельцев.

Использование присадок к бензину и моторному топливу

ТР ТС 013/2011 предусматривает использование трет-бутилметиловых эфиров (МТБЭ) в качестве присадки к бензину и моторному топливу. Испытания показали, что октановое число составляет 115–135. МТБЭ не является токсичным соединением и способствует равномерному сгоранию топлива, снижая тем самым вероятность коррозии.

Производство бензина

Бензин промышленного производства может быть дополнен этими присадками, однако для получения стабильного конечного продукта смешивание различных фракций должно производиться на специальном оборудовании.

Не требуется

Для повышения октанового числа нет необходимости добавлять какие-либо присадки. Если вы выбираете топливо, соответствующее требованиям двигателя и рекомендациям производителя, то никаких улучшений в работе или мощности двигателя не произойдет. Излишнее использование октан-корректоров может привести к снижению эффективности работы двигателя внутреннего сгорания. Альтернативой этим октаноповышающим составам являются катализаторы Горенье.

Опасности, связанные с неправильным качеством топлива для двигателей АИ-95 и АИ-98

Если на автомобиль устанавливается двигатель, работающий на АИ-95 или АИ-98, но выясняется, что такого топлива нет, необходимо использовать корректор. Без корректора затрудняется работа датчика детонации, что приводит к опережению зажигания. Это может привести к снижению мощности двигателя, а если удача будет не на вашей стороне, то к прогоранию поршней, детонации и выходу двигателя из строя.

Предупреждение о мошенничестве с топливом

К сожалению, на автомобильном рынке встречаются недобросовестные продавцы топлива, которые воспринимают предупреждения об использовании некачественных присадок как полное разрешение смешивать и подбирать их. В результате автовладельцы, не подозревающие о том, что в их баки заливается топливо с сомнительными смесями, впоследствии обнаруживают проблемы в работе своих двигателей.

Где купить высококачественный бензин

Если вы ищете высококачественное топливо, то лучше всего обращаться на АЗС авторитетных, широко распространенных производителей. Там всегда найдутся необходимые документы на ту или иную партию бензина. Найти ближайшую надежную АЗС, где бы вы ни находились, можно по карте нефтегазовых компаний, которые используют программу создания сети надежных поставщиков, продавцов и производителей ГСМ.

Состав бензина

Бензин представляет собой смесь различных алифатических углеводородов, то есть молекул, состоящих из углерода и водорода, объединенных в цепочки. Ароматические углеводороды, например те, которые включают кольца или другие замкнутые структуры, в бензине отсутствуют. Эти молекулы прочны и трудноразрушимы. Поскольку бензин является летучим веществом, он не содержит ароматических связей.

Что входит в состав бензина?

Помимо набора алифатических углеводородов, в состав топлива входит целый ряд элементов, улучшающих и сохраняющих его свойства. Кроме того, в состав продукта входят побочные продукты его производства — свинец, сера, азот, кислород и т. д. Таким образом, химическая формула и структура бензина весьма сложны.

Маркировка бензина в России

В России, согласно ГОСТ Р 54283−2010, маркировка бензина устанавливается на основании его октанового числа, определяемого либо исследовательским, либо моторным методом. В марке топлива буквы и цифры обозначают следующее: А — автомобильный бензин, И — октановое число, определяемое исследовательским методом, 80, 92, 95, 98 и т. д. — собственно октановое число. Если символ отсутствует, то октановое число определяется моторным методом.

Класс топлива

Цифры от 2 до 5 — это экологическая классификация топлива. Это означает, что маркировка бензина АИ-95/4 указывает на то, что это топливо с октановым числом 95, определенным исследовательским методом, экологической категории 4.

Химический состав

Вопрос о химической формуле бензина не совсем точен, поскольку топливо представляет собой сочетание летучих нефтяных фракций, кипящих при температуре 30–200°С, плюс многочисленные примеси и присадки. Если остановиться только на углеводородных компонентах, то они состоят в основном из углеводородов С6-С9.

Для чего используется бензин?

В первую очередь бензин используется в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания автомобильной, авиационной, ракетной и специальной техники. Кроме того, он служит растворителем, легковоспламеняющимся веществом, является сырьем для производства парафина и различных других нефтехимических продуктов.

Комментарии закрыты.