Топливный фильтр как устроен и как работает, когда менять
Какой бы хорошей ни была автозаправочная станция, топливо никогда не бывает абсолютно чистым. На нефтеперерабатывающих заводах топливо может быть чистым, но прежде чем попасть в бак, оно проходит через насосы, краны, клапаны и трубки, металлические или полимерные. Все это может привести к износу, в результате чего в топливо попадают частицы резины, металла и ржавчины.
Топливные фильтры в автомобиле
Если вы приобретаете топливо из сомнительного источника, это может нанести вред вашему автомобилю. В такие емкости, как канистры, бочки и ведра, может быть залито дизельное топливо или бензин, не соответствующий стандартам. Чтобы избежать попадания таких возможных загрязнений в топливную систему, необходимо установить в автомобиле топливные фильтры.
Типы топливных фильтров
Как правило, в автомобиле можно встретить два типа топливных фильтров.
Фильтр грубой очистки
Фильтр грубой очистки, обычно мелкоячеистый, служит для защиты топливного насоса от крупных частиц.
Тонкая фильтрация
Для защиты более хрупких топливных элементов используется более тонкий фильтр:
- Топливный насос. Подает топливо из топливного бака к топливным форсункам под постоянным давлением.
- Топливные форсунки. Топливо распыляется в камеру сгорания. Этот фильтр справляется с незаметными глазу частицами, а также с продуктами износа топливного насоса, поступающими из бака.
Топливный фильтр высокой точности
Топливный фильтр имеет внутренний элемент, заключенный в алюминиевый корпус. Символ на корпусе показывает направление потока топлива. Его можно встретить в инжекторных двигателях. Можно ли ездить без топливного фильтра?
Доступность топливных фильтров
Топливные фильтры грубой и тонкой очистки имеются даже на самых простых автомобилях, оснащенных карбюраторным двигателем. Лишь в двух случаях они могут отсутствовать.
Потенциальные неисправности топливной системы
Вполне возможно, что сетка топливного насоса была установлена неправильно или вообще не установлена. Это распространенная ошибка среди механиков. Для ремонта или диагностики топливной системы можно перенаправить поток топлива в обход фильтра. Например, когда требуется очистка форсунок, на крюк капота надевается нагнетатель, который подключается непосредственно к топливной рампе. При этом топливный насос отключается, а в нагнетатель заливается специальная жидкость для очистки топливной системы. После этого двигатель начинает работать. При этом механик должен быть предельно внимателен, так как при работе с топливной аппаратурой необходима предельная чистота.
Нефильтрованные машины рискуют выйти из строя
Без фильтра машины можно защитить только от кустарного ремонта или нечистых условий на рабочем месте. Без фильтра грубой очистки система не справится с крупными частицами, а фильтр тонкой очистки быстро засорится. Топливный насос, скорее всего, сломается, если в него из бака попадет крупная песчинка. Если частицы не такие крупные, то насос не остановится, но ему придется работать более интенсивно, чтобы измельчить песок, грязь и ржавчину на дне бака.
Качество топлива имеет ключевое значение
Без исправного фильтра ситуация далека от идеальной: топливные насосы и форсунки будут быстрее изнашиваться. В топливном насосе поршень и гильза находятся под высоким давлением. Если в эту пару попадет хотя бы крошечная частица, насос может быть серьезно поврежден и потерять свою производительность. На конце форсунки находится распылитель с крошечными отверстиями. Чем меньше эти отверстия и чем выше давление топлива, тем лучше топливо смешивается с воздухом, в результате чего двигатель становится более мощным и экономичным. Например, в дизельных двигателях КАМАЗ распылители имеют четыре отверстия диаметром 0,2–0,3 мм. Любая песчинка может легко закупорить одно или несколько из этих отверстий, что приведет к нарушению работы двигателя и, как следствие, к повышенному расходу топлива.
Конструкция топливного фильтра тонкой очистки
Конструкция топливного фильтра тонкой очистки обычно представляет собой бескорпусный бумажный картридж в виде гармошки, намотанный на цилиндр. Существуют различные конструкции, включающие уплотнительные кольца в верхней части и небольшую рамку в нижней части для сбора воды. В качестве альтернативы картридж может быть оснащен трубками или каналами для удаления воды из корпуса без необходимости его полной разборки.
Специальный корпус со съемной крышкой
Этот специальный корпус является частью топливной системы и оснащен съемной крышкой. Он также может иметь специализированный штуцер для удаления воды. Обязательно проверьте качество упаковки такого фильтра. Кроме картонной коробки, он должен быть упакован в герметичный пакет или пленку — это защищает его от попадания влаги. На рисунке показан бескорпусной топливный фильтр тонкой очистки от нового Volkswagen Tiguan с дизельным двигателем. Кроме того, здесь имеется дополнительная трубка для удаления воды, скапливающейся в основании корпуса. Фото: Henadzi Kilent / Shutterstock.
Корпусной фильтр
Чаще всего фильтр корпуса располагается в нижней части и изготавливается из алюминия — материала, обладающего высокой коррозионной стойкостью. Он может быть и пластиковым. Внутри корпуса находится цилиндрическая гармошка, изготовленная из фильтровальной бумаги.
Корпусные фильтры
В карбюраторах давление низкое, поэтому корпус изготавливается из тонкого прозрачного пластика. Следить за его состоянием очень просто, так как загрязнения легко заметны на картридже. Если его много, фильтр необходимо заменить.
Инжекторы и дизели
Инжекторы требуют более высокого давления при той же степени очистки топлива. Корпус, как правило, алюминиевый, и если внутри имеется редукционный клапан, то на нем часто указывается давление. Он имеет три выхода: впускной, выпускной и «обратку» для отправки излишков топлива обратно в топливный бак.
Дизели обычно имеют вертикальную форму и изготавливаются либо из алюминия, либо из толстостенного пластика. Он имеет четыре штуцера: входной, выходной, возврат из топливной рампы и возврат в бак. В фильтр также может входить штуцер для слива воды или датчик воды.
Фильтры без датчика или фитинга
Некоторые фильтры могут не поставляться с датчиком или фитингом. Вместо них устанавливается заглушка. В таких случаях необходимо снять датчик со старого фильтра и установить его на новый. На корпусе бензинового топливного фильтра обычно указывается рабочее давление, на которое он настроен. Топливный насос предназначен для перекачки топлива под высоким давлением, чтобы оно поступало без перебоев. Редукционный клапан помогает снизить избыточное давление и направляет часть топлива обратно в бак.
Снаружи фильтры выглядят одинаково
Хотя внешне они выглядят одинаково, необходимо учитывать рабочее давление в топливной системе. Для двигателя с нормальным впрыском давление составляет 4 бар, и в баке устанавливается только один топливный насос. Для двигателя с турбонаддувом и непосредственным впрыском давление составляет 6,6 бар, что необходимо для работы топливного насоса. После этого давление повышается до 40–60 бар. В зависимости от двигателя давление на корпус фильтра может составлять 4,5 или 3,8 бар.
Топливные фильтры без обслуживания
Топливные фильтры, не требующие обслуживания, устанавливаются в корпус топливного насоса, расположенного в бензобаке, на весь срок службы автомобиля. При попытке замены такого фильтра могут возникнуть определенные трудности:
— Работа может быть не указана в регламенте, а значит, будет стоить дороже. — Сам фильтр может не предлагаться в качестве запасной части: в каталоге будет указан топливный насос в сборе с фильтром.
Корпус топливного фильтра бензинового Volkswagen Tuareg
Корпус топливного фильтра бензинового Volkswagen Tuareg расположен над топливным насосом и продается как отдельная деталь. К сожалению, пока не существует рекомендаций по его замене. Приобрести его также нелегко, поэтому крайне важно правильно подобрать топливный фильтр по VIN-коду. Игнорирование этого требования может привести к значительному повреждению двигателя.
Проблемы с неправильным фильтром
Если на автомобиль с турбонаддувом, давление в котором составляет 6,6 бар, установить топливный фильтр от атмосферного двигателя с давлением 4 бар, то топливо будет поступать неправильно. Двигатель будет работать ровно на холостом ходу, но при разгоне из-за недостатка топлива и давления будут возникать осечки. Блок управления двигателем попытается отрегулировать топливно-воздушную смесь, но не сможет справиться с повышенными оборотами.
Опасность детонации
Если на двигатель с меньшей мощностью установить фильтр с большим давлением, то форсунки будут выливать больше топлива, смесь станет более богатой, и опасность детонации возрастет. Детонация — это явление самопроизвольного сгорания горючей смеси в цилиндре раньше положенного срока. Если электронная система устройства не выявит эту проблему, то двигатель потребует значительного ремонта.
Альтернативные варианты
Не всегда есть возможность приобрести аутентичный фильтр: его может не быть в наличии или он может оказаться слишком дорогим. К счастью, обычно существуют хорошие аналоги. Обратитесь к специалисту сервисной станции, и он посоветует подходящую замену.
При выборе фильтра
Остерегайтесь дешевых вариантов. У китайской марки есть проблема с клапаном регулировки давления — каждый десятый фильтр издает ужасный свист при работе топливного насоса. Неизвестно, удается ли им поддерживать нужное давление, но клиенты возвращаются через мгновение. До эвакуатора машина не доедет, но, тем не менее, ситуация неприятная.
Замена топливного фильтра
Указания по срокам замены топливного фильтра зависят от производителя автомобиля. Например, на автомобиле Volkswagen Polo Sedan фильтр следует менять каждые два года или каждые 30 тыс. км пробега. Его расположение рядом с топливным баком делает его легкодоступным. У Kia Rio фильтр находится в корпусе топливного насоса в баке. Его замена требует снятия и демонтажа топливного насоса и должна производиться каждые 60 тыс. км.
Когда следует заменять топливные фильтры дизельных автомобилей
Когда речь идет о дизельных двигателях грузовых автомобилей, правила могут отличаться от правил для легковых автомобилей. Например, в дизельной модели Volkswagen Transporter T6 топливный фильтр необходимо менять раз в два года, что соответствует 40 тыс. км пробега. Периодичность замены фильтра должна быть указана в руководстве по эксплуатации автомобиля.
В тех случаях, когда на автомобиле установлен автоматический фильтр и производитель не дает никаких указаний по его замене, водителю следует следить за характеристиками автомобиля и работой двигателя. При загрязнении фильтра появляются определенные признаки.
Поиск и устранение неисправностей двигателя
Двигатель начинает трястись, периодически работая на холостом ходу. После длительной стоянки двигатель с трудом запускается. При подъеме в гору или при перевозке груза автомобиль демонстрирует недостаточную мощность, а также ощутимые вибрации и повышенный расход топлива. При появлении любого из этих признаков лучше всего отвезти автомобиль на станцию технического обслуживания для осмотра. Вначале специалист, скорее всего, предложит заменить топливный фильтр, чтобы устранить распространенную проблему, а затем приступить к дальнейшей диагностике.
Замена топливного фильтра
Необходимо помнить о важности топливного фильтра. Не откладывайте его замену, соблюдайте регламент или меняйте его чуть чаще, если приходится заправляться в непроверенных местах. При самостоятельной замене следует быть готовым к загрязнению, а также к возможным препятствиям, связанным с загрязнением или коррозией.
Убедитесь в том, что при замене автомобильного фильтра необходимо потратить соответствующие средства
При замене фильтра в автомобиле на станции технического обслуживания необходимо знать, сколько это стоит. Иногда инструмент, необходимый для замены, может стоить в несколько раз дороже, чем если бы замену выполнял профессионал. В среднем фильтр следует заменять раз в два года.
Не покупайте самые дешевые фильтры. Впоследствии с ними могут возникнуть проблемы, например, когда вы окажетесь далеко за городом и придется вызывать эвакуатор. Потратив немного больше денег на качественный фильтр, вы избавите себя от многих проблем.
Комментарии закрыты.