Температура кипения бензина
Температура кипения бензина в последние годы претерпела изменения: в Европе перестал существовать АИ-92. Пандемия привела к смене потребителей: все больше людей покупают более дешевый 92-й вариант, чтобы сэкономить на поездках. Вероятно, это связано с тем, что те, кто раньше ездил за границу, стали совершать автомобильные поездки на юг страны.
Топливная ситуация с АИ-92
АИ-92 до сих пор продается во многих странах, включая Россию, страны бывшего СССР, Китай и США. Существует городская легенда, что бензин в Америке дешевле, чем в России, но это не так. На самом деле цена АИ-92 в России составляет пять рублей за литр, что больше, чем в США. С начала года стоимость топлива в нашей стране выросла более чем на четыре рубля, в то время как в США она снизилась почти на семь.
Бензин АИ-92 по-прежнему загрязнен
Бензин АИ-92 по-прежнему не содержит свинца, смол и других вредных компонентов. Часто считается, что чем ниже октановое число, тем более загрязнено топливо. Это предположение неточно. Например, бензин экологического класса 5 имеет массовую долю серы не более 10 мг/кг, свинца — 5 мг/дм3, а смол — 50 мг/дм3. Эти нормы одинаковы для всех бензинов, независимо от октанового числа — будь то АИ-92 или АИ-98.
Высокооктановое топливо для казаков
В Советском Союзе на смену обычному 92-му бензину пришло высокооктановое топливо АИ-93. На нем работали многие автомобили, например, первые Лады ВАЗ-2101, Москвичи-412 и некоторые модели Запорожцев. При производстве «Запорожца» стремились к минимуму затрат, но версия с мощным 50-сильным двигателем МеМЗ-968БЭ, имеющим степень сжатия 8,4 вместо 7,2, для оптимальной работы требовала топлива АИ-93.
АИ-93 — лучше ли он?
Заметных различий между 92-м и 93-м бензинами не существует. В конце 90-х годов АИ-93 был заменен на АИ-92, поскольку это было предписано новым стандартом.
Тратить зарплату
Когда появилась «Лада», литр АИ-93 стоил 10 копеек! Заправить полный бак ВАЗ-2101 стоило около 4 рублей, а ГАЗ-24 − 5,5 копеек. По тем временам это считалось дорого. Давайте сравним зарплаты и расходы: тогда чистой зарплаты в 150 рублей хватало на 1500 литров 93-го бензина. Сейчас средняя зарплата в России составляет 49 000 рублей, что позволяет купить чуть больше тысячи литров. Это значит, что бензин был действительно более экономичным, а наши родители были более обеспеченными, чем мы.
Слив топлива
Чтобы найти выгодное предложение, люди искали государственные автомобили, работающие на том же бензине. Обычно популярностью пользовались Урал-375 и автобус ЛиАЗ-677, имевшие 300-литровые баки (у грузовика был еще и дополнительный). Количество топлива, потребляемого этими автомобилями, было огромным: ЛиАЗ потреблял до 75 литров на сотню, а бака хватало на полторы смены. Водители часто торговали государственным топливом, так как оно отпускалось за полцены и не подвергалось тщательному контролю.
Заливка высокооктанового бензина
Ошибочно думать, что 92-октановый и 95-октановый бензин не смешиваются. Считается, что они имеют разную плотность, а значит, если их соединить, то смесь разделится на два слоя. Это не так, поскольку стандарт плотности топлива один и тот же, независимо от октанового числа. Совмещение этих двух видов топлива не является катастрофой.
Более важный вопрос — зачем это делать?
АИ-92 как альтернатива
Многие автомобильные компании разрешают использовать АИ-92 вместо привычных АИ-95 или АИ-98. Это топливо рекомендуется использовать только в тех случаях, когда нет другого выбора, например, когда на АЗС нет другого топлива. Водители старых автомобилей, рассчитанных на АИ-76 или АИ-80, также могут заправлять свои баки АИ-92, однако при этом рекомендуется увеличить угол опережения зажигания. Некоторые отдельные АЗС могут предлагать даже АИ-80.
Точка кипения — действительно ли она горячая?
Задумывались ли вы когда-нибудь, что бензин закипает при очень высоких температурах? На самом деле испарение легких фракций может происходить при температуре всего 33°C!
Многие владельцы старых карбюраторных автомобилей, квадроциклов и скутеров жаловались, что в жаркую погоду их машины начинают глохнуть и отказываются заводиться. Это происходит из-за того, что бензин закипает и образует паровые пробки. Просто замена топлива на АИ-92 не решит проблему — каким бы ни было октановое число топлива, оно все равно закипит при той же температуре.
Octane и цвет
В настоящее время цвет бензина никого не волнует. Мы не часто заправляем канистры топливом, а на большинстве крупных АЗС с этой задачей справляется обслуживающий персонал. А ведь еще полвека назад цвет бензина был тесно связан с его октановым числом! До 1979 года АИ-93 окрашивался в синий цвет, затем для этой же цели стал использоваться оранжевый. Интересно, что в настоящее время ГОСТ разрешает использовать для бензина любой цвет, кроме синего и зеленого. Однако октановое число уже никак не связано с цветом.
Комментарии закрыты.