На протяжении 25 лет российский автомобильный рынок не может наладить цивилизованные отношения. Планы правительства по внедрению ЭРА-ГЛОНАСС и «черных ящиков» направлены исключительно на увеличение доходов бюджета и связанных с ним структур. Покупателю автомобиля на вторичном рынке остается только беспокоиться и решать возможные проблемы. Дилеры могут предоставить некоторую информацию об истории автомобиля в гарантийный период, но она теряется, когда речь идет о послегарантийном периоде и иномарках, купленных в Японии, Америке или Европе. Детальный осмотр и диагностика в сервисе необходимы для того, чтобы убедиться, что автомобиль находится в хорошем состоянии. Пробег является ключевым фактором при диагностике автомобиля, так как за внешним блеском может скрываться износ, требующий ремонта.
Существует ли точный способ оценки пробега?
В США, Японии и Европе перспективы кажутся неплохими. Но в России экономическая ситуация не позволяет думать о создании единого автомобильного «банка информации». Теперь можно рассчитывать только на себя.
В 90-е годы при работе с некоторыми автомобилями учитывался пробег, но не столь важно, сколько километров на одометре — 70 000 или 120 000. Психологический аспект был более значимым. Но сейчас необходимо учитывать и стоимость ремонта.
Для некоторых «немцев» или «англичан» 100 тыс. км — важный фактор, позволяющий отличить новый автомобиль от старого. Но как определить реальный пробег? Существует ли точный способ его оценки?
Изучение пробега автомобиля
Если автомобиль приобретен у дилера, то лучший способ определить пробег — заглянуть в сервисную книжку и сверить цифры с показаниями одометра. Если такой книжки нет, то всегда можно обратиться к «официальным представителям» с просьбой предоставить информацию.
Как правило, дилеры готовы предоставить сведения о пробеге и истории обслуживания, независимо от того, где эксплуатировался автомобиль. Однако для этого необходимо разрешение и присутствие нынешнего владельца автомобиля. Если автомобиль эксплуатировался в другом регионе и выставлен на продажу, получить такую информацию может быть достаточно сложно.
Получение сервисных книжек
Многие крупные СТО, особенно входящие в сервисные сети, выдают клиентам сервисные книжки, куда заносятся операции и пробег. Как правило, владелец, воспользовавшийся этой услугой, не отказывает себе в удовольствии показать ее (надо учитывать и точность пробега). При необходимости можно получить сервисные книжки на других СТО и заполнить их самостоятельно. Однако у автодилеров сервисные книжки находятся с каждым автомобилем, манипуляции с ними будут весьма затруднительны, если вообще возможны.
Пробег и состояние автомобиля
Пробег автомобиля не всегда является показателем его состояния. Автомобиль может выглядеть в хорошем состоянии, но его пробег может быть больше ожидаемого. В таких странах, как Япония и Германия, определить пробег автомобиля проще из-за чистоты дорог. В России дороги часто находятся в плохом состоянии, и из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания кузов автомобиля может быть поврежден всего за одну поездку.
Для внедорожников и кроссоверов ситуация иная. Пробег этих автомобилей можно оценить по их состоянию. Но для небольших автомобилей определить точный пробег гораздо сложнее.
Обратите внимание на днище
Не секрет, что те, кто приобретает большие полноприводные автомобили, часто собираются использовать их для длительных или частых поездок, либо для экспедиций, либо для служебных командировок в районы, еще не полностью освоенные и, соответственно, не имеющие асфальтированных дорог.
Если речь идет об автомобилях с пробегом более 100 тыс. км (или даже 200 тыс. км), то вполне вероятно, что их днище было повреждено в результате эксплуатации на гравийных дорогах.
Обязательно проверьте состояние днища, поскольку оно расскажет о пробеге автомобиля больше, чем кузовные панели. Любая новая краска или покрытие будут выглядеть подозрительно.
Сравнение качества окраски автомобилей
Качество окраски современных автомобилей, пожалуй, не улучшилось с 90-х годов прошлого века. Европейские автомобили, как правило, окрашены лучше, чем автомобили из Азии. При этом необходимо учитывать множество факторов — экологию, год выпуска, производителя. Как решить, что использовать в качестве эталона?
Износ салона
Часто говорят, что интерьер автомобиля — это отражение того, сколько километров он прошел по дорогам. Безусловно, изношенные панели и двери, потертости руля и рычага переключения передач, порванная обивка сидений — все это свидетельствует об эксплуатации автомобиля. Однако в каждой ситуации нужно разбираться отдельно. Например, интерьеры «немецких» автомобилей премиум-сегмента не стареют быстро. С другой стороны, салоны «корейских» автомобилей, как правило, быстро изнашиваются: первые признаки старения появляются уже при пробеге 30–50 тыс. км, а к 100 тыс. может показаться, что автомобиль прошел вдвое большее расстояние. Поэтому при выборе автомобиля целесообразно обратить внимание на износостойкость пластика, кожи и ткани.
Исследование пробега через подушку водительского сиденья
Подушка водительского сиденья, расположенная ближе всего к двери, обычно дает представление о пробеге. В большинстве случаев эта подушка испытывает дополнительное давление при посадке и высадке, и, если пробег автомобиля превысил 100 000 км, она, скорее всего, несколько деформирована. Обивка подвержена разрывам и износу. То же самое относится и к задним валикам. Все эти факторы зависят от массы водителя, высоты автомобиля и способа посадки в него. Точный пробег узнать невозможно, но сиденье должно прослужить до конца гарантии 100 000. Конечно, для разных марок и моделей следует учитывать исключения.
Операции по омоложению по-прежнему популярны
Несмотря на то, что курс валют не оказывает существенного влияния, идея замены ключевых деталей, таких как руль, дверные панели, обшивка и сиденья, по-прежнему остается популярным способом омоложения автомобилей одного и того же премиум-сегмента. Особенно это актуально, когда такие автомобили покупаются недорого в Европе, например, BMW 5-й серии или Range Rover, а затем продаются у нас. При этом учитывается и пробег. Внесение таких изменений, даже если это своего рода «химчистка», может помочь автомобилю стать более прибыльным.
Анализ пробега по дыму отработавших газов
Изучение конструкции двигателя может дать представление о его потенциальном пробеге. Но еще одним индикатором состояния автомобиля является дым из выхлопной трубы.
Синий дым
Синий дым, выходящий из выхлопной трубы, является признаком сгорания масла, что может свидетельствовать о том, что двигатель сжигает масло быстрее, чем положено. Новые двигатели могут сжигать небольшое количество масла, но это все равно можно заметить по выхлопным газам.
Расход масла
В некоторых случаях расход масла в современных двигателях (BMW, VAG) может достигать литра-двух на 1000 км после 100–150 тыс. км пробега. Это должно быть заметно по выхлопу.
В целом по дыму отработавших газов можно судить о состоянии автомобиля и его пробеге. Важно обращать внимание на цвет и количество дыма, так как по ним можно судить о состоянии двигателя.
Проверка пробега автомобиля с турбонаддувом
Турбонаддув, если он присутствует, может сделать подозрительными любые показания одометра. Современные турбины, при условии правильной эксплуатации, могут проработать около 100–150 тыс. км. Отличить автомобиль с исправной турбиной от автомобиля с неисправной можно без проведения технической диагностики. Если речь идет о VGT, то признаком большого пробега должна быть неисправность сервомотора, управляющего конфигурацией сопла.
Пробег и тормозные диски
У большинства автомобилей последних 5–10 лет ресурс исчерпывается через 50–60 тыс. км пробега. Обязательно проверьте наличие бирок или наклеек с указанием сроков замены масла, жидкостей и ремней ГРМ. Также стоит побеседовать с владельцем, чтобы узнать, не проводился ли уже ремонт, например, ступичных подшипников, которые прошли менее 30–40 тыс. км. В настоящее время они могут выйти из строя даже при пробеге 50–60 тыс. км.
Манипуляция пробегом
Какой смысл возиться с показаниями одометра, если при проверке выясняется, что некоторые узлы и системы сломаны или близки к неисправности? В первую очередь, это делается для того, чтобы сократить время и стоимость диагностики. Во-вторых, придется платить и за другие компоненты. Возможно полное стирание оригинального пробега. Блоки перепрограммируются, и ни один диагностический прибор не сможет показать первоначальные показания. Хотя это дороже, чем просто замена пробега, но иногда это необходимо. Автомобили, перевозимые из Европы, имели значительный пробег.
Измерение пробега автомобиля
Пробег автомобиля можно определить по осмотру некоторых узлов. Возьмите передний сальник коленчатого вала, а также другие резинки и оцените их состояние. Это важнее, чем точное количество километров. Чтобы выяснить, много ли ездили на автомобиле, необходимо тщательно его осмотреть. Но если ответ утвердительный, то лучше всего отвезти его на диагностику, возможно, даже на проверку ЦПГ. Это настоятельно рекомендуется для современных автомобилей.
Выходя за рамки проверки зрения
О состоянии автомобиля уже нельзя судить только по его внешнему виду. Когда речь идет о двигателе, необходимо провести диагностику. Компьютерная диагностика, однако, может не дать полного представления о проблеме. Она может помочь при измерении компрессии или исследовании ЦПГ с помощью эндоскопа, но не может учесть оба параметра. Наиболее полная диагностика может стоить 10 000 ₽
Альтернативная группа постоянных клиентов
Кроме тех, кто крутит одометр, есть еще одна группа постоянных клиентов. Как правило, это водители служебного транспорта, которым необходимо отчитываться за топливо, но они, как правило, прикарманивают его. Чтобы избежать подобных ситуаций, можно воспользоваться топливными картами, например CARDEX.