В этой статье мы рассмотрим значение горюче-смазочных материалов в современном мире. Мы дадим определение этому термину, а также выделим виды нефтепродуктов, которые относятся к категории горюче-смазочных материалов. Мы также рассмотрим назначение и требования, предъявляемые к этим продуктам.
Определение
Термин «ГСМ» — это собирательное обозначение топлива, используемого в двигателях внутреннего сгорания. Топливо и смазочные материалы изготавливаются из нефти и включают в себя целый ряд материалов.
Топливо и смазочные материалы
В категорию горюче-смазочных материалов входит разнообразный набор элементов, обеспечивающих эффективную работу двигателей внутреннего сгорания и различных технических узлов. К ним относятся:
-
Смазочные материалы — изготовленные из пластика и различных масел;
-
Топливо — состоит из различных сортов бензина, дизельного топлива и парафина;
-
Технические жидкости — охлаждающие и тормозные жидкости.
Производством горюче-смазочных материалов занимаются промышленные предприятия. Как правило, это организации, способные создать полный производственный цикл, начиная с производства и заканчивая сбытом.
Создание нефтепродуктов
Производство нефтепродуктов возможно только при соблюдении протоколов и норм, поэтому каждая партия товара проходит лабораторные испытания на соответствие качеству. Для реализации топлива, жидкостей и смазочных материалов необходим комплект документов, отражающих технические и эксплуатационные особенности, относящиеся к тому или иному виду товара.
Виды топлива, входящие в состав горюче-смазочных материалов
Большая часть продукции, входящей в состав горюче-смазочных материалов, состоит из различных видов топлива. К этой группе относятся:
- Бензин — горючая смесь летучих углеводородов, обычно используемая в двигателях внутреннего сгорания автомобилей, мототехники, мотоциклов, садовой и другой техники. Основным свойством топлива является скорость его воспламенения, от которой зависит получение энергии движения. При выборе подходящего топлива необходимо изучить его характеристики, такие как присадки, октановое число, ингредиенты, давление паров и др.
Дизельное топливо: от низкой до высокой вязкости
Дизельное топливо представляет собой комбинацию углеводородов с различными уровнями вязкости. Дизельное топливо низкой вязкости используется для двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, которые передвигаются с большой скоростью, например, грузовых автомобилей. Дизельное топливо высокой вязкости обычно используется в промышленных целях, например, в оборудовании, сельскохозяйственной технике, спецтехнике, тепловозах и военной технике. Это объясняется тем, что оно имеет меньший риск взрыва, обладает высоким КПД, мягко и плавно работает в двигателе.
Керосин: Продукт переработки углеводородного сырья
Керосин — это углеводородное сырье, получаемое в результате вторичной переработки. Он используется в аэрокосмической промышленности, а также для различных технических целей, например, для промывки механизмов и чистящих устройств. Керосин выгодно отличается быстрым испарением и теплотой сгорания. Кроме того, он хорошо работает при низких температурах и снижает силу трения деталей, что делает его полезным в качестве смазочного материала.
Природный газ
Природный газ добывается из месторождений ископаемого топлива и не относится к категории ГСМ.
Смазочные материалы
Смазочные материалы — это масла для трансмиссий, двигателей и других подвижных узлов, уменьшающие трение и предохраняющие их от повреждений. В зависимости от вязкости они подразделяются на:
Твердые вещества
Для охлаждения узлов сухого трения используются графит, хлорид кадмия и дисульфид молибдена.
Пластмассы
Свойства твердых или жидких материалов проявляются в зависимости от нагрузок. Известно, что эти материалы долговечны.
Полужидкие материалы
Масла пропускаются через систему для минимизации трения между различными компонентами.
Присадки для моторных масел
Характеристики нефтепродуктов определяются наличием в них присадок, повышающих эксплуатационные свойства. Пропорции присадок могут быть различными в зависимости от назначения и сферы применения продукта. Ниже приведены основные типы присадок к моторным маслам:
- Модификаторы — до 10%;
- Вещественная защита — 7–12%;
- Защита поверхности — 80–85%.
Дифференциация горюче-смазочных материалов
Различать горюче-смазочные материалы можно по способу их изготовления. Категории минерального, синтетического и полусинтетического топлива помогают покупателям принимать обоснованные решения. Для облегчения и повышения эффективности процесса выбора предусмотрена маркировка. На этикетках указываются вязкость, зольность, температура застывания, количество присадок. Эта информация помогает покупателям выбрать продукт, соответствующий их потребностям.
Жидкости, относящиеся к горюче-смазочным материалам
Эти жидкости используются в различных машинах в качестве рабочего элемента. Для повышения качества в жидкости добавляются присадки, защищающие их от разрушения. К этому классу топлив относятся тормозные и охлаждающие жидкости. Охлаждающие жидкости используются для отвода тепла от двигателей внутреннего сгорания. При этом должны соблюдаться следующие стандарты:
Преимущества воды и антифриза
-
Кипит при высокой температуре;
-
Отсутствие образования накипи;
-
Температура замерзания ниже, чем у окружающей среды;
-
Не повреждает резиновые компоненты;
-
Пенообразование, возникающее при введении масла и разрушении при замерзании, отсутствует;
-
При нагревании слегка расширяются.
Наиболее распространенными горюче-смазочными материалами являются вода и антифриз.
Очистка нефтяных масел позволяет получать тормозные жидкости
В состав этих жидкостей входят гликоли и сложные эфиры. Эти жидкости обладают замечательными свойствами:
- Высокая вязкость, способность плавно течь при низких и высоких температурах.
- Температура замерзания ниже 0°С.
- Температура кипения 115°C и выше для барабанных тормозов и 190°C и выше для дисковых тормозов.
Преимущества гидравлических жидкостей
-
Отличные смазывающие свойства;
-
Отсутствие вреда для резиновых фитингов, трубок, клапанов (высыхание, коррозия, разбухание).
-
Используется для гидравлических систем сцепления, тормозных механизмов (гидравлических, гидропневматических).