Горьковский автомобильный завод, или ГАЗ, имеет впечатляющее прошлое. Сегодня он является одним из ведущих поставщиков грузовых автомобилей, микроавтобусов, трансмиссионных систем, спецтехники и многого другого. Кроме того, ГАЗ выпускает и легковые автомобили.
Давайте посмотрим на историю этой успешной компании.
Краткая история ГАЗа
Создание Нижегородского автомобильного завода в 1932 году стало результатом соглашения между компанией Ford Motor Company и Высшим экономическим советом СССР. Американская сторона предложила техническую помощь в производстве грузовых и легковых автомобилей. В качестве «донора» использовались две модели — Ford-AA и Ford A. 1 января 1932 года завод открылся, а через месяц был выпущен первый грузовик ГАЗ АА. К декабрю модельный ряд пополнился пятиместным легковым автомобилем А.
Автомобильный завод ГАЗ: Исторический старт (1932–1936 гг.)
В 1933 году на автомобильном заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде был создан первый автобус — ГАЗ-03–30. Он мог одновременно перевозить до 17 пассажиров и имел деревянный каркас, усиленный деревометаллической обшивкой. Это делало его достаточно хрупким, но он стал самым популярным автобусом в предвоенный и первый послевоенный период.
Веха ГАЗ-А
О грандиозном успехе Горьковского автомобильного завода свидетельствует 100-тысячный автомобиль ГАЗ-А, сошедший с конвейера через два года после его открытия. 17 апреля 1935 года — дата, исторически зафиксированная и чтимая Музеем истории ГАЗа. В соответствии с соглашением с американцами, они должны были в течение пяти лет оказывать поддержку отечественному производителю. За этот период была передана документация на модель 1933 года. Однако иномарка далеко не всегда подходила для Советского Союза, поэтому ее пришлось перестраивать и подстраивать под граждан. Была изменена конструкция: поперечные рессоры заменены на две продольные пары, а 4-цилиндровый двигатель получил дополнительные 50 лошадиных сил.
Четырехдверный седан ГАЗ-М-1
Четырехдверный седан ГАЗ-М-1, в народе называемый «эмкой», был популярным автомобилем в довоенное время. Он породил целый ряд модификаций, таких как полноприводный фаэтон и внедорожник с кузовом седан.
Армейский внедорожник ГАЗ-64
Перед началом Великой Отечественной войны завод выпустил внедорожник ГАЗ-64. Для повышения проходимости он был оснащен системой полного привода. Поэтому он быстро стал основным средством передвижения военнослужащих. Предсерийный образец, запущенный в производство в 1941 году, имел ряд преимуществ перед предшественниками: отсутствие дверей позволяло быстро покинуть автомобиль, а укороченная на 755 мм база исключала необходимость в карданном вале.
ГАЗ-64: производство 1941–1943 гг.
В годы Великой Отечественной войны Горьковскому заводу приходилось выпускать не только военную технику, но и танки. По документам была изготовлена серия плавающих танков Т-38, из которых было выпущено всего 35. После их боевых испытаний было принято решение о создании усовершенствованного варианта, получившего название «танк Молотова». После значительных доработок осенью 1941 года было принято решение о прекращении проекта.
Автомобильный завод ГАЗ: Адаптация к условиям войны
Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) был вынужден внести существенные изменения в свои планы, чтобы обеспечить потребности военного времени. Основным направлением производства стали танки. В октябре 1942 года был выпущен Т-60, вскоре за ним последовал бронированный и усиленный Т-70. В декабре того же года появился танк Т-80 с двухместной башней. Завод ГАЗ выпускал также ряд самоходных артиллерийских установок, таких как СУ-76, двигатель ГАЗ, минометы.
Бронеавтомобиль БА-64
Нельзя не вспомнить бронеавтомобиль БА-64, выпущенный в 1942 году. Его прототипом был ГАЗ-64. Конструктор В. А. Грачев за свою работу был удостоен Сталинской премии. В следующем году ГАЗ представил модель ГАЗ-67Б, обладавшую повышенной проходимостью. Во время войны завод часто подвергался нападениям с обеих сторон. Большая часть помещений была полностью разрушена. На восстановлении было занято 35 тыс. человек, работавших по 20 часов в сутки. Завод был восстановлен за 100 дней. К сожалению, завод не смог вернуться к привычному ритму работы, поэтому производство ГАЗ-ААА было остановлено. Также был остановлен выпуск БА-64 и некоторых других моделей. Огромный труд рабочих был отмечен орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.
После Второй мировой войны ГАЗу пришлось выбирать новую стратегию развития. Руководство решило расширить модельный ряд, выпустив в 1946 году автомобиль «Победа» М-20 ГАЗ. Впоследствии был запущен в производство снегоход, а затем появился грузовик ГАЗ-51, способный перевозить не более 2,5 т груза. Производство ГАЗ-69 продолжалось с 1952 по 1972 год.
ГАЗ-69: Вклад в мировую автомобильную промышленность
Через два года после запуска модельного ряда производителя появился ГАЗ-63, а еще через год — ГАЗ-69. Изначально получившая название «Рабочий», последняя модель продавалась в 1953–1956 годах, а затем была передана на УАЗ.
Значение этого автомобиля в развитии мировой автомобильной промышленности нельзя недооценивать. На базе ГАЗ-69 было создано множество модификаций, которые экспортировались в 56 стран мира. Румыния и Северная Корея даже получили документацию на сборку этого автомобиля.
Зимний выпуск: 1948–1960
В 1950 году был выпущен всемирно известный ZIM с шестиместным салоном. Седан имел длину 5530 мм при колесной базе 3200 мм, что делало его салон необычайно просторным, идеально подходящим для высокопоставленных лиц и номенклатуры. Автомобиль был настолько эксклюзивным и дорогим, что приобрести его могли только представители элиты. ZIM стал первым в своем роде автомобилем с трехрядной компоновкой сидений — новшество, не имеющее аналогов ни в одной другой модели в мире. Инженеры также получили высокую оценку за внедрение гидромеханической трансмиссии, которая позволяла автомобилю двигаться с плавным стартом.
ГАЗ-21 Выпуск: 1956–1970
Волга ГАЗ-21, ставшая культовым автомобилем для нескольких поколений, была создана в 1956 году в ответ на все большее устаревание конструкции «Победы». Двигатель ГАЗ «Волга» имел клиновидную камеру сгорания, что позволяло развивать мощность 70 л. с. и максимальную скорость 130 км/ч. В дальнейшем были выпущены варианты автомобиля с различными типами кузова, начался выпуск автомобиля на экспорт. Он также использовался в автопарке скорой помощи.
GAZ-13: 1959 — 1981
В конце 50-х годов ГАЗ представил модель ГАЗ-13, известную также как «Чайка». Это был 7-местный автомобиль с V-образным 8-цилиндровым двигателем мощностью 195 л. с., гидроусилителем руля, 4-камерным карбюратором и гидромеханической коробкой передач. Кроме того, автомобиль имел необычные для того времени электрические стеклоподъемники, множество кнопок, омыватель лобового стекла, радио, противотуманные фары и т. д. Автомобиль выпускался в виде лимузина и кабриолета.
ГАЗ-2102 Производство: 1981–2009
I. I. Киселев: 25 лет лидерства
В 1958 году Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе за модели грузовых автомобилей «Волга», «Чайка» и ГАЗ-52. В том же году И. И. Киселев был назначен руководителем предприятия, который проработал на этом посту 25 лет. Киселев способствовал созданию специализированных заводов, превратив ГАЗ в одно из самых влиятельных производственных предприятий того времени. В 1981 году была представлена модель ГАЗ-2102, которая оставалась в производстве до 2009 года.
Впечатляющая трансформация
За годы его работы произошли удивительные изменения. Было выпущено множество новых типов грузовых автомобилей. На конвейере стали выпускаться знаковые модели ГАЗ с шильдиками 52, 53А и 66. Последняя отличалась улучшенными характеристиками.
Значительный шаг вперед
Значительный скачок в динамике был сделан в 1970 году с появлением ГАЗ-24. 98-сильный двигатель обеспечивал «Волге» скорость 140 км/ч. Седан также получил признание за вместительный багажник, просторный салон и удобную управляемость.
ГАЗ-14 «Чайка»: Модернизация и обновление силовой установки
Руководство компании вкладывало средства в модернизацию ГАЗ-14 «Чайка», и к концу 79-го года было выпущено третье поколение. Эта модель сохранила семиместную компоновку, но получила ряд новых технических характеристик. V-образный 8-цилиндровый двигатель, устанавливаемый на этот автомобиль, обеспечивает мощность 220 л. с. и увеличивает максимальную скорость до 175 км/ч. В 1980 году был создан новый четырехцилиндровый двигатель, известный как ЗМЗ-406, с которого началась эра автомобилей ГАЗ и УАЗ. В дальнейшем этот двигатель был преобразован в ЗМЗ-409 и используется на современных автомобилях.
ГАЗ — центральный производитель автомобилей на дизельном топливе
Используя открывающиеся новые перспективы, ГАЗ решил стать основным производителем автомобилей, работающих на дизельном топливе. Руководство не желает упускать такую возможность, поэтому в 1984 году выпускается автомобиль ГАЗ-4301, оснащенный дизельным двигателем и системой воздушного охлаждения.
Волга — ГАЗ-3102
В серийное производство была запущена «Волга», получившая техническое обозначение ГАЗ-3102. Она имела модернизированный интерьер, стильный экстерьер, современную приборную панель, усовершенствованную тормозную систему. Эта версия долгое время использовалась в качестве служебного автомобиля советской номенклатуры.
Производство современных автомобилей с 1992 года
После распада Советского Союза Н. А. Пугин был назначен руководителем. В связи с изменением статуса организации его роль теперь определялась как «президент». В 1992 году ГАЗ был официально учрежден как государственная компания, ориентированная на производство легковых автомобилей. В рамках поставленных задач был выпущен автомобиль ГАЗ-31029 с модернизированным экстерьером и переработанной задней частью.
Появление автомобиля «Газель
В 1994 году состоялся дебют автомобиля «Газель» в том виде, в котором мы его знаем сейчас. Со временем он стал «донором» для целого семейства автомобилей, не имеющих аналогов в странах СНГ. В течение первых 11 лет производства модель была самой успешной. Несмотря на это, ГАЗ отказался от легендарной «Волги» и возобновил ее выпуск в 1997 году. Австрийская компания Steyr предоставила лицензию на производство дизельных двигателей для грузовых и легковых автомобилей, а также микроавтобусов.
В 2000 году в истории автомобилей ГАЗ произошел грандиозный переворот. Права собственности были переданы «Базовому элементу». В результате завод был передан холдингу «РусПромАвто», который через пять лет стал «Группой ГАЗ». Изменения дали положительный эффект: произошла новая реструктуризация менеджмента. Было решено сосредоточить основные ресурсы на производстве коммерческого транспорта, автомобилей Е-класса и двигателей ЗМЗ.
Решение «Группы ГАЗ» о покупке «Группы LDV
Группа «ГАЗ» предприняла попытку выкупить английскую LDV Group, известную своими фургонами Maxus. К сожалению, предприятие оказалось нерентабельным, и через год (2008–2009 гг.) оно было свернуто, так и не начав производства.
Пытаясь возродить «Волгу», автозавод DaimlerChrysler в 2008 году выпустил Volga Cyber, однако через два года из-за низких продаж модель была снята с производства. За три года до этого был представлен автомобиль ГАЗ-31105, но его производство также было прекращено в 2009 году.
Переломный момент
2010 год стал поворотным моментом в развитии отрасли: выпуск Mercedes-Benz Sprinter одновременно с комфортной, надежной и безопасной «Газелью-Бизнес». Успех последнего был практически мгновенным, что привело к появлению двигателя ЗМЗ, оснащенного газобаллонным оборудованием.
Смена направления
В 2011 году компания успешно заключила сделку с General Motors на производство последней версии Chevrolet Aveo. Позже концерн Volkswagen дал добро на производство на заводе «ГАЗ» ряда моделей — Yeti, Octavia и Jetta. Производственная мощность этого завода составляла 110 тыс. автомобилей в год. В 2014 году было запущено пятое поколение «Газона Next», продолжившего линейку среднетоннажных автомобилей. Он пришел на смену модели 3309. Основными отличиями от предшественника стали более просторная и эргономичная кабина, которая практически дублировала кабину Газели Next. Под капотом располагался турбированный дизельный двигатель мощностью 153 л. с. и объемом 3,7 л или двигатель российской разработки ЯМЗ-5344–20 объемом 4,4 л, выдающий 149 л. с. В настоящее время в России существует широкий выбор автомобилей для бизнес-рынка, в том числе широко известный Sable 4×4, или «Баргузин», с теми же двигателями.