Автомобильный бренд Chery

На протяжении 25 лет китайский автопроизводитель Chery Automobile уверенно развивался и сегодня является одним из крупнейших игроков на российском рынке. Головной бренд Chery имеет постоянно меняющийся и растущий модельный ряд, а премиальная линейка Exeed набирает обороты. Кроме того, к дебюту в России готовятся бренды Omoda и Jetour. В этой статье мы вспомним о скромных истоках компании и узнаем, какой она стала в наши дни.

Chery Automobile: История

Компания Chery — государственный производитель автомобилей, основанный в 1997 г. в городе Уху (провинция Аньхой, Китай) с целью использования преимуществ бурно развивающейся промышленности и роста населения. Название Chery происходит от китайского слова «Qirui», которое на русский язык можно перевести как «особо одаренный» или «очень удачливый». В английском языке оно ассоциируется со словами «cherry» и «cheery». Изначально компания создавалась для производства двигателей и автокомпонентов, но со временем стала полноценным производителем автомобилей.

В декабре 1999 года с конвейера сошел первый серийный автомобиль — печально известный и многоликий лифтбек Fengyun, известный также под названиями Fulwin, Windcloud, Flagcloud, A11, A168, Qiyun, Viana, Cowin 2, а в России — Chery Amulet и Vortex Corda.

Рождение «Фэнъюнь» и его производных

В конце 80-х — начале 90-х годов для создания Fengyun и его производных был скопирован испанский Seat Toledo первого поколения. К моменту разработки Chery этому автомобилю было уже 10 лет. К моменту начала продаж в Китае он уже был снят с производства в Европе.

Простой дизайн итальянского маэстро Джорджетто Джуджаро в сочетании с удачной компоновкой, просторным салоном и большим багажником сделали его идеальным бюджетным китайским автомобилем. Он продержался до 2016 года, поскольку спрос на него был по-прежнему высок. Однако на китайском рынке стали появляться новые, более интересные альтернативы по той же цене, что в итоге привело к снижению популярности Fengyun и его производных.

Неудачные краш-тесты Chery Amulet

С 2006 по 2008 год автомобиль Chery Amulet выпускался калининградским заводом «Автотор». Однако его результаты в краш-тесте «Авторевю» вызвали настолько негативную реакцию, что многие отказались от его приобретения. Несмотря на низкие показатели безопасности и коррозионной стойкости, «Амулет» пережил возрождение в России, когда в 2010 году он был вновь представлен под маркой Vortex Corda, созданной специально для Российской Федерации. Наряду с седаном Estina (переименован в Chery Fora) и кроссовером Tingo (Chery Tiggo), лифтбек Corda оказался наименее популярным из трех моделей Vortex, что привело к его окончательному провалу на российском рынке.

Настоящий хит Chery: кроссовер Tiggo

В начале прошлого десятилетия компания Chery создала настоящий хит продаж — кроссовер Tiggo, несанкционированный и неполноценный клон Toyota RAV4 второго поколения в пятидверном кузове. Этот китайский RAV4 пережил несколько переделок и переименований (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo). Для многих россиян он стал первым, а зачастую и единственным кроссовером, который они смогли купить, и оставался на нашем рынке до 2020 года, когда Chery вступила в совершенно иную технологическую эпоху.

Chery на подъеме

В 2019 году на российском рынке появились два новых кроссовера Chery — субкомпактный Tiggo 4 и компактный Tiggo 7. Эти автомобили могли похвастаться улучшенными потребительскими качествами по сравнению с предыдущими моделями китайской марки: они отлично выглядят и ездят, а недостатков, с которыми можно мириться, немного.

Бывшие владельцы автомобилей корейских, японских и европейских марок стали массово пересаживаться на Chery. Эти же модели вызвали бурный посткризисный рост продаж у российских дилеров Chery. В 2021 году было продано 37 118 автомобилей против 18 139 в докризисный период (2014 год, когда произошел резкий обвал рубля). Это даже более впечатляющий показатель, чем продажи в 2019 (6 358 автомобилей) и 2020 годах (11 452 единицы).

Премиальный бренд Exeed от Chery в России

В 2020 году компания Chery запустила в России премиальный бренд Exeed. Первоначально он назывался Cheryexeed в связи с особенностями местного рынка, но к концу лета был вновь принят оригинальный китайский вариант — просто Exeed. Теперь автомобили Exeed можно приобрести через собственную дилерскую сеть и даже через российские потребительские сайты. Таким образом, Chery и Exeed стали двумя разными компаниями.

Спрос на китайскую роскошь в России растет

После геополитических событий февраля 2020 г. в России резко возрос спрос на китайские предметы роскоши: европейские, американские и японские бренды премиум-класса покинули страну. Это побудило успешных граждан обратиться к более дорогим китайским предложениям.

Компания Chery использует стремительно пустеющий российский рынок, запустив осенью марку Omoda. Он предназначен специально для российского рынка и позиционируется как «высокий средний класс» между Chery и Exeed.

Кроме того, по слухам, на российский рынок будет ориентирован и молодежный бренд Jetour.

Запуск и переформатирование Jetour

В 2018 году в Китае появилась компания Jetour с молодежным уклоном и относительно бюджетными ценами. План оправдался: к 2019 году Jetour продал в стране уже более 130 тыс. автомобилей, а в 2021 году эта цифра выросла до 150 тыс. Однако Chery стремится к большему и в начале этого года объявила об обновлении бренда.

Не все начинания Chery были плодотворными. В 2009 г. компания запустила компании Karry, Rely и Riich, но отсутствие четкой миссии и разбросанность ресурсов привели к тому, что в 2012 г. Rely и Riich были закрыты. Хотя компания Karry осталась на плаву, она выпускает в основном доступные легкие грузовики и микроавтобусы.

Qoros — история китайско-израильского автопроизводителя

В 2007 г. совместно с израильской корпорацией и ее подразделением Kenon была создана автомобильная компания Chery. В то время она называлась CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation), а в 2011 г. была переименована в более приятное название Qoros. Разработка семейства компактных моделей Qoros велась с нуля. Первая модель Qoros 3 была представлена в 2013 году на Женевском автосалоне, и пресса и потенциальные покупатели восприняли ее положительно. Кроме того, 5-звездочный рейтинг безопасности Euro NCAP, казалось бы, гарантировал успех. Однако все оказалось не так, как ожидалось.

Qoros испытывает трудности в Европе и Китае

Компания Qoros столкнулась с трудностями при быстром создании дилерской сети в Европе, в результате чего было продано лишь небольшое количество автомобилей. Кроме того, качество сборки было нестабильным, поскольку сборка осуществлялась в китайском городе Чанша, и даже в Китае продажи были слабыми. В 2014 г. компания Chery создала дочернюю фирму Cowin Auto (так раньше назывались модели Chery), чтобы «откопать» наиболее нуждающуюся часть китайского рынка, в частности, обедневшую молодежь из сельских городов.

Ребрендинг Cowin

Бренд Cowin находится в процессе серьезных изменений. В июле этого года стало известно, что модельный ряд Cowin будет еще больше отличаться от своих собратьев Chery, чтобы создать свою индивидуальность.

В ближайшем будущем в линейке Cowin появится оригинальный дизайн бельгийца Лоуи Вермерша, ранее работавшего в известном ателье Pininfarina. Каким будет результат этого ребрендинга, пока неизвестно.

Совместное предприятие Chery и британской компании

Компания Chery и британский автопроизводитель Jaguar Land Rover, принадлежащий индийской компании Tata Motors, в 2012 году создали совместное предприятие с целью локализации британских автомобилей в Китае. Производство началось в 2014 году, и Chery не принимает участия в управлении предприятием. Несмотря на это, связь с престижным брендом положительно сказалась на имидже китайской компании.

Попытки Chery выйти на рынок США

Еще в 2007 г. компания Chery попыталась выйти на рынок США, заключив партнерство с Chrysler для продажи своих недорогих субкомпактов A1/Kimo под маркой Dodge. Этот план был быстро отменен, якобы из-за низкого качества китайских автомобилей. В 2019 году калифорнийская компания HAAH Automotive Holdings попыталась вывести автомобили Chery в США, планируя производить и продавать премиальные модели Exeed под брендом Vantas, а распространенные кроссоверы Chery — под брендом T-GO. В итоге эта затея была прекращена, официальной причиной стала глобальная пандемия, а неофициальной — слишком амбициозный подход компании HAAH. Тем не менее, в этом году начались поставки автомобилей Chery в Мексику, что позволило выйти на североамериканский рынок с маркой Chirey.

Доля Chery на рынке электромобилей

Хотя Chery пока не обладает высокотехнологичными электромобилями с мощными характеристиками и большим запасом хода уровня Tesla, компания по-прежнему занимает значительную долю рынка в китайском сегменте электромобилей. По данным CleanTechnica, компания контролирует 4,8% рынка, занимая четвертое место после BYD (26,9%), SAIC (13,4%) и Tesla (8,3%). Этот успех во многом объясняется популярностью таких моделей, как eQ1 (более 46 914 единиц продано в первом полугодии 2020 года в Китае) и QQ Ice Cream (более 54 097 единиц продано в 2019 году).

Возвращение в Россию

Несмотря на крах заводов ТагАЗа и черкесского «Дервейса», компания Chery смогла организовать сборку своих автомобилей на калининградском «Автоторе». Несмотря на то, что вопрос о заводе Chery в России обсуждался неоднократно, в настоящее время его нет и не планируется. В августе была отмечена объективная необходимость локального производства автомобилей Chery в России, однако компания по-прежнему продолжает экспорт из Китая.

Автомобили