В современных автомобилях для уменьшения количества вредных выбросов используются различные элементы, не несущие прямой отношение к работе двигателя. Таким примером является каталитический нейтрализатор выхлопных газов. Другой таким элементом является адсорбер, предназначенный для предотвращения попадания топливных паров в атмосферу.
Адсорбер или Абсорбер?
Рассмотрим, что такое абсорбция. Это процесс поглощения целого объема вещества. Например, губка, которая впитывает воду. А адсорбция означает осаждение вещества на поверхности, после чего оно продолжает использоваться. Это случается и в автомобилях.
Наше решение
Почему адсорбер необходим?
В жаркие дни многие испытывали неприятный аромат бензина из старых автомобилей, причём их двигатели иногда переставали работать. Это происходит из-за того, что при повышенной температуре пары бензина испаряются, включая топливный бак. Это и не приятно, и не экологично. Но делать бак плотно прикрытым нельзя, так как при расходовании бензина в него должен поступать воздух. Но есть решение — адсорбер, который предотвращает выход паров наружу.
Принцип работы адсорбера
Адсорберы состоят из сепаратора, основной емкости с адсорбентом, вентиляционного и электромагнитного клапанов. Но что происходит во время его работы? Пары бензина из бака поднимаются вверх, когда двигатель не работает. Эти пары попадают в сепаратор, где конденсируются, то есть отделяются от воздуха и возвращаются в жидкую форму, после чего опускаются вниз. Однако часть паров все же проходит через сепаратор и через вентиляционную трубу попадает в адсорбер. Внутри его корпуса находятся крупные гранулы активированного угля. Они улавливают пары бензина, не позволяя им улетучиваться в атмосферу.
Адсорбер для автомобиля
Существует цикл работы адсорбера, который очищает накопитель от паров. Это происходит при помощи клапана, который открывается при запуске двигателя. В то время как адсорбер продувается воздухом, при создании топливо-воздушной смеси он не выбрасывается в атмосферу. Некоторые утверждают, что адсорбер экономит бензин, но при этом ничтожно малая экономия не заметна.
Для целей очистки накопителя и получения оптимального состава смеси создаётся специальный клапан адсорбера. При запуске двигателя он открывается и при помощи разрежения происходит продувка воздухом. Этот воздух идёт для получения идеального состава смеси и не выбрасывается в атмосферу.
Адсорбер: Система, готовая к повторному использованию
После продувки адсорбера основной фильтрующий элемент возвращается в заводское состояние и готов к повторному использованию.
Неисправности
Этот компонент имеет длительный срок службы и редко выходит из строя. Мы изучили назначение адсорбера в автомобиле и выяснили, что он имеет относительно несложную конструкцию. Следовательно, вероятность поломки невелика. Однако неизбежно, что рано или поздно деталь придется менять или ремонтировать.
Неисправность системы
Иногда сам фильтрующий элемент может засориться и препятствовать регулярной очистке системы. Кроме того, могут возникнуть проблемы с клапанами. Определить неисправность адсорбера не всегда просто, поскольку четких признаков этого не существует. Однако некоторые симптомы могут свидетельствовать о неисправности системы, например:
Поиск и устранение неисправностей адсорбера
Адсорбер может вызывать различные проблемы в работе двигателя, в том числе: — Неустойчивый холостой ход; — Потеря мощности; — Увеличение расхода топлива; — Неточный указатель уровня топлива; — Стук из-под капота (место расположения адсорбера).
Диагностика и ремонт
Начать следует с выяснения возможности засорения фильтрующего элемента, поскольку это частая причина изменения работы двигателя. Можно попытаться восстановить эту деталь, что можно сделать путем нагрева гранул в сервисной мастерской. То же самое можно попытаться сделать и в домашних условиях, но это не гарантирует успеха и может быть опасно.
Проверка клапана адсорбера
Проверка клапана адсорбера не представляет собой сложного процесса. Для определения его работоспособности выполните следующие действия:
-
Отсоедините электрическую клемму от клапана (питание отключено).
-
Отсоедините воздушные трубки.
-
Подсоедините трубку соответствующего размера к входному отверстию и попытайтесь продуть ее воздухом с помощью насоса.
-
Если продувка воздухом невозможна, значит, клапан герметичен. Проверьте его работоспособность.
Шаги для подачи питания на контакты и тестирования клапана продувки
-
Подайте электрическое питание непосредственно на контакты (можно использовать 12-вольтовую батарею или блок питания).
-
Должен раздаться щелчок.
-
После этого снова пропустите воздух через клапан.
-
Если на этот раз все работает, значит, клапан функционирует правильно.
-
Помните, что команда на открытие клапана продувки поступает от блока управления.
-
Если проверка самого клапана не выявила никаких проблем, то проблема может быть связана с неисправностью в цепи питания или с программным обеспечением.